Шагаю по Пути


Previous Entry Share Next Entry

Верхняя Хортица – столица украинских немцев-меннонитов



Продолжу рассказ про немцев-меннонитов, живших до Второй Мировой в Приднепровье, их судьбы и наследие. Сегодня мы отправимся в поселок Верхняя Хортица, который некогда был главным из менонитских поселений нашего региона, их небольшой столицей.
Несмотря на свое название, поселок этот расположен вовсе не на острове Хортица, а не Правом Берегу Днепра у одноименной речушки. Именно Верхняя Хортица стал первым населенным пунктом немцев-меннонитов в Приднепровских степях, а затем в течение полутора столетий считался центром их общественной жизни.
Сами немецкие колонии ведь были совсем небольшими – по паре сотен человек, как только эта цифры увеличивалась, часть людей уходила и основывала новое поселение где-нибудь поблизости. А потому Верхняя Хортица с ее почти тысячей человек населения выглядела практически мегаполисом. Здесь были две школы, девять магазинов, сталелитейный завод, машинный завод, красильная фабрика, колесный завод, гончарная мастерская, гостиница и даже тюрьма. Тут же организовали и педагогический институт, в котором готовили учителей для немецких школ региона.
Большинство сохранившихся до наших дней немецких «достопримечательностей» расположены достаточно скученно, в центре поселка, который, кстати, в 70-х годах вошел в состав Запорожья.

На заглавном фото - памятник немцам-меннонитам, которых в Запорожье не осталось, но память о них все еще живет.

1. Сейчас в Верхней Хортице расположены административные здания Запорожского района Запорожской области. Это, к примеру, районный суд.


2. Рядом районный дворец культуры. Раньше здесь располагался меннонитский молитвенный дом.


3. Первый молитвенный дом в Приднепровье, кстати.


4. Самый Ленинский район, блин! Мракобесие!
В промышленном здании справа во времена немецких колонистов располагался цех металлургического завода Леппа и Вальмана.


5. Заброшенное здание рядом.


6. Верхний корпус школы №81. Здесь находился немецкий педагогический институт.


7. Сбоку.


8. Так называемый "Замок Вальмана". Строили как детский сад для маленьких немцев. Сейчас тут районный отдел образования и ДЮСШ.


9.


10. Состояние здания - ужасное.


11. Пристройка в Замку Вальмана.


12. Одно из зданий районной больницы Запорожского района.


13. Немецкой постройки здание с очень странным мансардным этажом.


14. Нижний корпус школы №81. Самое красивое здание, оставшееся тут от немцев.


15.


16. С обратной стороны.


17. Странно отреставрированный немецкий дом. Информацию про то, что сейчас в нем находится, мне найти не удалось.


Также по Верхней Хортице разбросано несколько десятков жилых домов, где некогда обитали немцы-меннониты. Эту характерную архитектуру ни с чем не спутаешь, словно близнецы дома-музея из села Ручаевка.

  • 1
newperiod May 13th, 2013
Это называется динамично развивающееся общество, заводы, институты, перспективная архитектура.. очень интересно

sparrow_hawk May 13th, 2013
добротно строили

sicheslavets May 13th, 2013
Ага. Привести бы это в порядок, получился бы отличный немецкий городок - хорошая туристическая достопримечательность. Еще бы немцев туда пару сотен заселить!))

ooany_wonderoo May 13th, 2013
за все свои годы жизни в ЗП я ни разу не удосужилась там погулять, хотя то, что видно было из маршруток, казалось очень интересным - как видно, обоснованно :) А ты там сам был или с экскурсоводом Ромой? :))

ooany_wonderoo May 13th, 2013
я видела, но у меня на это время встреча назначена, не смогу :(

andy_travelua May 13th, 2013
Краса! Не зважаючи на стан цього всього, є на шо дивитися!

kromka_140 May 14th, 2013
интересно-колоритное место, спасибо за инфу.

karav May 19th, 2013
Столько раз там был, а не знал ничего об основателях... Очень интересно!

t_ramisy June 4th, 2013
мне казалось, что на такой маленькой хортице столько всего сразу поместиться не может. а вот поди ж ты!

(я поняла, что посёлок не на острове. это я про этих немцев вообще)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account