Шагаю по Пути

Большое кавказское путешествие. День 13. Грузия, Гори-Уплисцихе-Боржоми

В тринадцатый день нашего путешествия нас осталось двое – Я и Сторм. Явас в последние пару дней сильно натер ноги и поэтому решил взять day-off, чтобы неспешно погулять по Тбилиси, сходить в магазины за сувенирами для родных и близких, побывать в зоопарке.

Ну а мы со Стормом до этого долго решали, ехать ли в среду 7 июля в Боржоми или в Гори и пещерный город Уплисцихе. Администратор хостела сказал, что на родину минералки на день ехать нету никакого смысла. Тем более, что туда езды в одну сторону около четырех часов.
И потому мы утром двинулись на Дидубе и отправились в Гори.

Езды от Тбилиси до Гори что-то около часа. Из туристов в маршрутке только мы со Стормом.

Гори

Водитель останавливает нам у входа в какое-то монументальное здание.
- Вам, наверное, лучше здесь выйти. Это – музей!
Ок!
Оказывается, это не просто музей, а Музей Сталина.
Внутрь заходить совершенно не хотелось, а вот вокруг мы с удовольствием покрутились.
Здесь находится вагон, в котором Сталин путешествовал по железной дороге. Видимо, боялся перелетов. За границу он практически не выезжал – только на конференции в Потсдам и Тегеран.

Тут же находится домик, где Сталин родился и жил первые годы жизни. Для защиты сооружения вокруг него построен павильон с мозаичной крышей.

Между двумя зданиями музея стоит гипсовый памятник Сталину – единственный оставшийся в этом в Гори.

За полторы недели до нашего прибытия в Гори, в ночь, когда мы сидели в Днепропетровском аэропорту, памятник Иосифу Виссарионовича, который стоял на центральной площади города, снесли. Но в будущем его планируют поставить возле музея. Так что тут будет две статуи Вождя.

Гори – это город, который построен вокруг Музея Сталина. От старой архитектуры в центральной части нынешнего города практически ничего не осталось. Она была снесена, а на ее месте построен город.
Остался только домик Сталина, ставший главным городским ориентиром. Именно к нему ведет центральный проспект Гори и бульвар с неработающими фонтанами на нем.
Кстати, довольно необычно видеть в Грузии неработающие фонтаны и необлагороженный бульвар.

Казалось, что в той стране все подобные объекты давно реконструированы. Но, видимо, нынешняя демократическая власть не почитает тирана Сталина. Об этом свидетельствует и снос его памятника.

С центрального проспекта мы сворачиваем направо и оказываемся у подножия горы, на которой стоит крепость.

Тут находится памятник, видимо, грузинским джигитам, держащим военный совет.

Мы поднимаемся на гору и оказываемся в крепости Гори.

С нее отличный вид на одноименный город и его окрестности.

Оттуда виден городок беженцев из Осетии.

А всего в паре десятков километров к северу от сюда находится Цхинвали.

В путеводителе по Грузии, который я заблаговременно купил и проштудировал еще в Украине, автор дает, как мне до того казалось, довольно спорные формулировки некоторым вещам. Но, путешествуя по этой стране, я понял, насколько он в них прав.
К примеру, это именно он очень точно назвал «орлом на скейте» непонятную скульптуру в Мцхете. А по поводу крепости в Гори в путеводителе написано «крепость находится в весьма запущенном состоянии и используется в основном как общественный туалет». Точнее и не скажешь!
Если верхняя часть крепости, плато, просто поросла травой, скамейки не ремонтируются, а мусорники не очищаются, то ступенчатые террасы, спускающиеся в сторону реки, засраны по самое не могу.
Мы со Стормом думали, что там есть выход в нижнюю часть Гори и даже спустились до самого низа. Но потом долго кляли себя за это решение. Во-первых, выхода там не оказалось. А, во-вторых, там оказалось очень много человеческих экскрементов. Не понимаю, зачем подниматься так высоко на гору, в крепость, чтобы испражниться. Неужели во всем городе нету других туалетов?

В итоге нам пришлось снова подняться на самый верх крепости, и уже оттуда спускаться в город.

Мы попали на какой-то бульвар, который вывел нас к автовокзалу. Но туда мы не зашли, а продолжили придерживаться края холма, на котором стоит крепость, и оказались на небольшой площади у ее подножия.

Отсюда самый лучший вид на Горисцихе.

Сторм предложил выйти к реке и пощупать ее рукой.
Но, когда мы приблизились к берегу, то оказалось, что не только крепость используется местным населением как туалет. Весь берег реки тоже был обильно засран. Нет, ну что это такое?!

Мы снова вернулись на бульвар. Главная его достопримечательность, наверное, здание кинотеатра, усыпанное следами от пуль. Наверное, это единственное свидетельство прошедшей меньше двух лет назад войны.

По бульвару мы вышли на центральную площадь Гори.
Именно здесь находился самый известный в мире памятник Сталину. Сейчас же от него остался только активно демонтируемый постамент.

На площади мы взяли такси и поехали в пещерный город Уплисцихе.

Уплисцихе

Первые заселенные пещеры тут появились в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до нашей эры. Его расцвет пришелся на Средние Века, а окончательно покинут Уплисцихе был в 19-м веке. Сейчас из 700 пещер после землетрясения осталось только 150.

По ним мы и прогулялись.

Таксист нам дал на прогулку два часа, но уже через час мы осмотрели все пещеры и спустились к речке. Тут было, на удивление, чисто!

В путеводителе я читал, что в Уплисцихе есть длинный тоннель, выбитый в камне, для того, чтобы носить в город воду. Но найти его к сожалению не удалось.
Во всяком случае, мы так думали, когда спустились к воде. Но там обнаружили, что народ массово идет куда-то к скалам у самого берега и там таинственно исчезает. Сторм пошел на разведку и (о, чудо!) обнаружил там вход в тот самый тоннель!

Наш таксист стоял у машины и поливал себя и ее прохладной водой, набранной из источника у входа на территорию пещерного города.
По дороге обратно мы подобрали сербского путешественника, пытавшегося дойти до Гори пешком. Выгрузились вместе на автовокзале. Он планировал поехать в Казбеги, а мы – в Боржоми.
Да-да, именно в Боржоми! Уж очень быстро мы справились с Гори и Уплисцихе, и потому времени вполне оставалось на то, чтобы еще и минералочки попить. Тем более, что таксист сказал, будто тут всего два часа езды.
На часах было 15.00, а маршрутка на Боржоми отправлялась в 16.10. Так что мы сели в кафешке, взяли по пиву, по какой-то непонятной выпечке и принялись это уничтожать.
Понятно, что все привокзальное кафе ни на секунду не свело с нас глаз. Они тут в Грузии с меньшим интересом на китайцев смотрят, чем на славян! Кстати, тут на вокзале мы встретили сингапурца из нашего тбилисского хостела. Впрочем, может, это и не он. Китайцев в Грузии очень много!

В маршрутке с нами заговорил дед. О Днепропетровске он знал то же, что и многие из тех, с кем нам довелось пообщаться на Кавказе, - фамилии Протасов и Литовченко.

Боржоми

Через полтора часа мы высадились на автовокзале в Боржоми. Времени было 17.30 и потому можно было смело гулять по городу 2-3 часа. Но в кассах нам сказали, что последняя маршрутка на Тбилиси отправляется в 18.30, и поэтому мы кинулись к ближайшему таксисту:
- У вас есть ровно час, чтобы показать нам Боржоми!
- Садитесь! – Скомандовал он и рванул передачу.

Боржоми – довольно уютный маленький городок, зажатый между горами.
Здесь осталось немного дореволюционной курортной архитектуры, и тут строится много частных зданий и несколько больших санаторных комплексов.

Первым объектом в Боржоми, куда нас привез таксист, был парк.

На его открытие почему-то приезжал Виктор Ющенко, о чем написано на памятном знаке.

В этом парке находится главный боржомский бювет, поэтому в самом парке сидит много людей с чашками, которые время от времени подходят к струйке воды, набирают воду и пьют ее.

Через мостик от бювета расположен павильон с символической картой Грузии.

Так я сфоткал все места, где мы побывали в этой стране.

Еще парке находится нижняя станция канатной дороги, ведущей на смотровую площадку на горе. Но мы туда едем на нашем такси.

Правда, по дороге начался ливень, и потому фотографии со смотровой площадки получились неудачные.

Но стоило только нам спуститься вниз, как ливень прекратился. Таксист высадил нас возле одного из бюветов, где мы набрали себе 6-литровую баклагу здешней целебной воды.

Еще один кружок по Боржоми на машине, и мы снова на автостанции. Как раз прошел час с нашего приезда в этот город. Пора уезжать.

Мы машем Боржоми на прощанье, садимся в маршрутку и едем обратно в Тбилиси.

Село по дороге в Тбилиси, все жители которого занимаются производством и продажей мебели

Другие отчеты из этой серии:
День 1. Днепропетровск-Тбилиси
День 2. Грузия, Батуми
День 3. Грузия, Батуми
День 4. Грузия, Тбилиси-Мцхета-Тбилиси
День 5. Армения, Ереван
День 6. Армения, Гарни-Эчмиадзин-Звартноц
День 7. Армения, озеро Севан
День 8. Армения-Грузия-Азербайджан
День 9. Азербайджан, Баку
День 10. Азербайджан, Гобустан
День 11. Грузия, Тбилиси
День 12. Грузия, Сигнахи
День 13. Грузия, Гори-Уплисцихе-Боржоми
День 14. Грузия, Ананури-Джвари-Тбилиси, возвращение домой

• 1
megodrujba August 7th, 2010
Большое спасибо за репортаж, которого я уже и не ждал!

Вообще проблема туалетов очень актуальна в Грузии. Ещё несколько лет назад в большинстве офисов не было туалетов, или были такие, что обрыдаешься.Или откроют новый ресторан, вбухают большие деньги, а туалет представляет из себя отверстия, для попадания куда надо были нагибаться...

Сейчас ситуация слегка изменилась в лучшую сторону, хотя этого недостаточно. Грузия пока продолжает оставаться страной, где мочатся мимо унитазов

sicheslavets August 7th, 2010
БУдем надеяться, что еще лет пять, и в Грузии все сортиры будут европейского уровня.

Да, у меня был большой перерыв в написании отчетов о поездке, связанный с состоянием здоровья. Но я начал поправляться, стали появляться отчеты :)

ploxezo August 8th, 2010
Спасибо! Очень интересный репортаж :) Приезжайте к нам еще!

tallinka August 8th, 2010
Интересно, а сталинский барельеф на жд вокзале в Гори остался или тоже прибрали от греха подальше?
Уплесцихе был прекрасен на рассвете. мы гуляли там, а рядом не было никого, кроме собак :) Жаль только, что не знали про этот тайный ход. Обязательно бы прошлись.

(Anonymous) October 10th, 2010
Памятник (бюст) Иосифу Виссарионовичу есть и в соседней Северной Осетии, в Фиагдоне.

Katsyaryna Mashokha June 17th, 2012
Дзякуй вялики. Вельми цикава было прачытаць пра усе 12 дзён. Ужо год як жадаю пабываци у Грузии, так вось быццам бы пабывала. Адзнака 10 балау!